Пятница, 29.03.2024, 08:53
ПОСИДЕЛКИ
НА ЗАВАЛИНКЕ
Главная страница Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость Завалинки | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ ЗАВАЛИНКИ » МОЯ МАЛЕНЬКА РОДИНА » ИСТОРИИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ » Две истории города в котором я родился
Две истории города в котором я родился
_JKL_Дата: Понедельник, 14.05.2007, 16:41 | Сообщение # 1
Начальник пищеблока
Группа: Постоянный житель Завалинки
Сообщений: 522
Статус: Offline
Усть - Кут

Первые русские землепроходцы вышли на Лену в начале 20-х годов 17 века. Пантелей Пянда, выйдя на Лену, спустился вниз по ней, а затем пошел вверх и дошел до места, где сейчас расположено село Верхнеленск, бывший уездный город. Буряты указали ему путь на Ангару. Так русские впервые проложили путь на Лену и дали свое название реке. Эвенкийское название реки Элюенэ похоже на Елена, но и это название сократилось до короткого «Лена».
В 1628 г. десятник Василий Бугор, по указанию енисейского воеводы, вновь вышел на Лену по рекам Мука, Купа, Кута и построил в устье реки Куты зимовье. В 1631 году атаман Иван Галкин построил в устье реки Куты Усть-Кутский острог. Этот год считается годом основания Усть-Кута.
В 30-х годах 17 века большой вклад в развитие Приленья внес землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.
Усть-Кут сыграл видную роль в освоении русскими землепроходцами Северо-востока. Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, были здесь братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Атласов и Крашенинников, «Российский Колумб» Г.И. Шелехов, исследователь устья Амура Невельский и другие. С 1896 г. Усть-Кут становится начальным пунктом действия почтового пароходства.
Далекий и холодный край долгие годы служил местом ссылки противников самодержавия. Через Усть-Кут в илимскую ссылку был провезен первый русский революционер А.Н. Радищев, в Киренск - декабристы Голицын, Веденянин, в Вилюйск - Н.Г.Чернышевский. На Усть-Кутском сользаводе отбывали каторгу польские повстанцы-участники восстания против царизма в 1863 г. В начале 20 века в Усть-Куте появились ссыльные социал-демократы, эсеры, анархисты. В августе 1900 года в Усть-Кут прибыл с женой в ссылку Л.Д.Троцкий.
В 1919-20 гг. Приленье и Илимский край были охвачены пламенем гражданской войны. 13 ноября 1919 года Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Д.Е. Зверева.
В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения. Проводилась большая работа по ликвидации неграмотности. В 1928 году открыт Усть-Кутский курорт. В 1929 году началось строительство пристани Осетрово, в 1932 году заложены первые баржи на Осетровской судоверфи.
В годы Великой отечественной войны 3 тыс. наших земляков ушли на фронт. Они сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, дошли до Берлина. Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены Антипин Иван Николаевич, Андреев Михаил Александрович, Пестерев Алексей Иванович, Тюрнев Петр Федорович. Более тысячи устькутян погибли, защищая Родину.
В послевоенное время район постепенно из сельскохозяйственного превращался в промышленный. В 1950 году на берега Лены пришел первый поезд. Строится верфь металлического судостроения, РЭБ флота, аэропорт, развивается лесная промышленность, усиленно ведутся геологические работы.
В 1954 году Усть-Кут получил статус города. Почти на 30 км. Протянулся наш город вдоль реки Лены, т. к. расти в сторону ему не дают хребты. Город состоит из отдельных микрорайонов, связанных между собой пока единственной дорогой-улицей.
В 1974 г. началось строительство БАМа. Штаб Западного участка расположился в Усть-Куте. В 1975 г. был сдан первый мост через Лену. На карте района появились новые поселки Звездный и Ния.
Усть-Кутское муниципальное образование расположено на северо-востоке Иркутской области, в верхнем течении р. Лены. Общая площадь территории -3459,9 тыс. га или 4,6% от площади Иркутской области. Это единственное место в Восточной Сибири, где пересекаются железнодорожная и водная магистрали, подкрепленные наличием аэропорта «Усть-Кут», имеющего взлетно-посадочную полосу, способную принимать тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76. В районе сосредоточены полезные ископаемые:
-нефть - 12, 5 млн. т.; - конденсат - 6,2 млн. т;- газ- 51,8 млрд. куб. м. Развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность. Лесные угодья составляют 3275,9 тыс. га. На территории района расположен охотничий заказник «Таюрский».
Численность населения на 01.01.2003 г. составила 67,8 тыс. человек, из них - 54 ,6 тыс. человек - городские жители. В Усть-Кутском муниципальном образовании: 16 школ, лицей, 22 детских сада, 2 профессиональных училища № 19, 61, ГОУ Осетровское речное училище, открыто 5 филиалов высших учебных заведений.
На территории муниципального образования действуют: Санаторий «Эйсейра», ЗАО «Санаторий Усть-Кут», 18 клубов, 22 библиотеки, музыкальная школа с тремя отделениями в районе, городской исторический музей , находятся 25 памятников истории, обелиски, захоронения, мемориальный комплекс, посвященный героям Великой отечественной войны, более 100 памятников археологии, 279 памятников архитектуры и деревянного зодчества. В состав досугового муниципального учреждения «Спортивно-оздоровительный центр» входит бассейн «Нептун», детско-юношеская спортивная школа с десятью филиалами в городе и районе.
В 2006 году Усть-Кут отметил свое 375-летие.

По материалам Усть-Кутского краеведческого музея.

Альтернативная история

"Земля у нас святая, грязь - целебная."

Дай бог памяти, в веке16 это было. Надоел мужичкам царский беспредел, и решили они податься в казаки, на вольницу. Да только грамоте оне обучены не были, академий не кончали, географий не проходилии, - вот и поперли сдуру вместо юго-запада на северо-восток. Отсюда начинается история земли сибирской. Нас же собственно интересует город-герой Усть-Кут.

Замутил эту фичу Ванька Галкин, по всему видать, дальний предок популярного ныне телеведущего. Отстроил с корешами сарай в самом устье куты (топь болотная), где осетров руками ловили и рек:

- Ну че, хлопцы, кто хочет стать миллионером, отвечай на вопрос, как острог назовем?
Вот 4 варианта:

аз) Усть-Кут
буки) Осетрово
веди) Лена
глагол) Закутье
С тех пор у города три названия и невесь сколько миллионеров.
Между тем жизнь текла своим чередом. Как в стратегии, строились дома, солеварня, церковь, кабаки. По дебрям сказочной тайги разъезжали ямщики. Школа, больница, аптеки, библиотеки... Вот только дома культуры не было. Странно, не правда ли? Я уж молчу о кинотеатре.

Тем не менее Усть-Кут не только видел людей, именами которых названы города, моря и проливы, но и помог им в своих свершениях. Это такие кул хацкеры как братья Лаптевы, Витус Беринг, Гриха Шелихов, Ероха Хабаров и многие другие перцы.

Чтобы хоть как-то (боком, проездом, этапом) приобщиться к нашей истории вели свою революционную деятельность Радищев и Чернышевский. Впрочем, желающих было много, но более всего повезло демагогу Троцкому, он удостоился чести отдыхать на нашем курорте. Понятное дело, я ничего не имею против Ходорковского. Пусть приезжает

Затем случилась революция, ввергнувшая страну в братоубийственную бойню. Но сначала был пароход. Нет, не Аврора. Еще раньше, аж в 1856 году на реке Лена появился первый пароход!!! Потом первая пристань, и пошло и поехало вниз по Лене с легкой руки сибирских купцов и промышленников.

Да не тут-то было. Пришли красные, их на время прогнал Колчак, но они вернулись снова. И по сей день нет-нет да встретишь кого-нить с коммунистическим приветом. Устькутяне, уставшие от полических дрязг, давно не обращают внимание на масть самопровозглашенных народных избранников. А вот вопрос, куда Колчак спрятал свое сокровище, до сих пор занимает честолюбивые умы. Да-а...

Далее коллективизация, продразверстка, ликбез, раскулачивание, лампочка Ильича и т.д. до Горбача. Отметим лишь градообразующие моменты.

Осетровская судоверфь выпускавшая деревяные баржи менее чем за полвека освоила выпуск железных судов (сравните с Питером, им понадобилось на это несколько веков).

В ускоренные сроки построили железную дорогу, блин, то есть БАМ.

Аэропорт у нас есть с самолетами, на которые ни один террорист не рискнет сесть.

Развита инфраструктура города: школы, училища, библиотеки, банки, магазины, больницы ( центральная, например, занимает чуть ли не самое высокое место в мире - 330 км над уровнем моря), санатории, гостиница, СМИ, дума, милиция, колония, порт, нефтебаза и т.д. и т.п.

И, конечно, самый главный градообразующий фактор - это мы, 50 тыс. жителей простого и скромного сибирского городка с тремя названиями.

Кратко о городе

Посмотреть фото города и окресностей
Посмотреть фото
природа (фото)


Нет сомнений, что лень может победить любые чувства!

Сообщение отредактировал _JKL_ - Понедельник, 14.05.2007, 16:45
 
улыПкаДата: Воскресенье, 25.05.2008, 11:11 | Сообщение # 2
Зам. начальника по панике и разврату
Группа: Хозяйка Завалинки
Сообщений: 975
Статус: Offline
Андрюх)))))) перечитала альтернативную историю города!!!!!!!!!
СУПЕР!
Тебе бы фельетоны писать! Ухохоталась! )))))))))))))
biggrin :D biggrin


 
_JKL_Дата: Воскресенье, 25.05.2008, 13:30 | Сообщение # 3
Начальник пищеблока
Группа: Постоянный житель Завалинки
Сообщений: 522
Статус: Offline
Оль еслив чесно , то это не я писал . Так что лавры не мои biggrin

Нет сомнений, что лень может победить любые чувства!
 
ФОРУМ ЗАВАЛИНКИ » МОЯ МАЛЕНЬКА РОДИНА » ИСТОРИИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ » Две истории города в котором я родился
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 
Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz